Продажа действующего бизнеса – потенциал для развития
« НазадДействующий бизнес – достаточно востребованный продукт на современном рынке.
Действующий бизнес — достаточно востребованный продукт на современном рынке. Создание, «раскрутка» до определенного уровня доходности и продажа новых компаний — все это превратилось в отдельное направление предпринимательской деятельности.
Чем более успешна компания, тем больше шансов продать ее выгодно.
Многие предприниматели не имеют даже отдаленного представления, сколько стоит их бизнес и за сколько его можно продать. На самом деле существует специальная формула:
Ц = (А/С + П) х С
- А — стоимость активов предприятия (недвижимость, оборудование, дебиторская задолженность и т.д.) на момент продажи;
- П — чистая прибыль (среднегодовая) за последние 3 года;
- С — среднее количество лет, которое позволяет наиболее рационально окупить затраты на приобретение бизнеса (в России 3-5 лет);
- Ц — стоимость бизнеса.
Продажа бизнеса отнюдь не означает, что он убыточный. Напротив — это может быть весьма высокодоходное предприятие. Иногда своевременная реализация действующего бизнеса позволяет получить за него не только справедливую цену, но и сумму, превосходящую активы в десятки и даже сотни раз.
Когда продажа — лучшее решение?
Срочная продажа бизнеса целесообразна в следующих случаях:
- переезд владельца на новое место жительства;
- бракоразводный процесс в случае семейного бизнеса;
- конфликт между основными учредителями — к примеру, в вопросах распределения прибыли или дополнительных финансовых вливаний для развития бизнеса;
- болезнь или смерть учредителя;
- более сильные конкуренты;
- есть более прибыльный альтернативный проект, а действующий бизнес занимает время владельца;
- потеря интереса к бизнесу, владельцу хочется попробовать себя в новом направлении;
- условия конкуренции подразумевают постоянное развитие, модернизацию, а средств на это не хватает;
- есть покупатель, готовый купить действующий бизнес по цене продавца;
- технологическое развитие данной отрасли требует больших финансовых вливаний;
- возникает угроза банкротства фирмы или она уже находится в стадии фактического банкротства;
- бизнес так и не выведен на точку безубыточности из-за плохого бизнес-планирования;
- не оправдавшиеся надежды — продажа бизнеса как единственный способ вернуть вложенные средства
Как производится продажа действующего бизнеса?
1. Продается доля или контрольный пакет акций. В этом случае сохраняются все полученные юрлицом лицензии, сертификаты, разрешения, договорные отношения, а также его долги и внебалансовые обязательства. Покупателю нет нужды заново заключать договоры с арендодателями, поставщиками, заказчиками, покупателями и т.д., не нужно заново нанимать на работу персонал.
2. Продается как имущественный комплекс. Новому владельцу передается лишь имущество предприятия и не передаются «нематериальные активы»: лицензии, права аренды, сертификаты и т.п. Покупателю придется получать их заново, а также нанимать новый трудовой коллектив.
Наилучшее время для продажи бизнеса — пик его развития. Убыточные предприятия вряд ли кого заинтересуют. Кстати, продажа действующего бизнеса — это не единственный способ выйти в отставку. Существуют альтернативы: партнерство, слияние, франчайзинг, превращение частной собственности в общую.
Как привлечь внимание желающих купить действующий бизнес
Продажа бизнеса занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому следует заранее провести подготовительные мероприятия:
- определить стоимость предприятия;
- мини бизнес-план — у вас должны быть хорошие аргументы, что ваш бизнес может иметь хорошие перспективы;
- привести финансы в порядок — понятный для покупателя баланс, легкочитаемые финансовые отчеты и налоговые декларации за 3 года;
- подготовить документы — договоры, бухгалтерскую документацию, результаты оценки бизнеса;
- заплатить налоги и т.д.
Дополнительные стратегии для увеличения финансовой привлекательности бизнеса:
- модернизация имущества — заменить ржавое и изношененое оборудование, продать то, что не приносит доход;
- услуги профессионального брокера;
- мониторинг рынка — прогнозирование наиболее выгодного времени для продажи;
- изучение и информирование покупателей;
PR-компания.